РАО
Евростандарт

Оценка действующего бизнеса

Оценка бизнеса – многозадачный системный процесс. Особенностью процесса оценки стоимости бизнеса является её рыночный характер. Это означает, что оценка не ограничивается учётом лишь одних затрат на создание и приобретение оцениваемого имущества. Она обязательно учитывает совокупность многих других факторов: рыночную конъюнктуру, фактор времени, фактор риска, уровень конкуренции, особенности бизнеса и даже деловую репутацию (гудвилл). В самом общем виде стоимость бизнеса равноценна текущей стоимости будущих выгод от его функционирования.

Зачем оценивать бизнес?

Основная цель оценки бизнеса – повышение его стоимости и оценка эффективности управленческих решений. Для акционеров это выгода либо в форме растущих дивидендов, либо в форме повышения стоимости акций.

Для собственника оценка бизнеса может быть связана с различными задачами, в том числе:

  1. Реструктуризация предприятия - для обоснования направлений реструктуризации (ст.15-20 Закона об АО; ст.51-58 Закона об ООО);
  2. Прекращение бизнеса – для определения ликвидационной стоимости, когда осуществляются мероприятия по формированию и распродаже конкурсной массы (ст.35 Закона об АО);
  3. Выкуп акций – для определения выкупной цены того или иного пакета акций, предъявляемого акционерами для выкупа самому акционерному обществу (ст.75-77 Закона об ОА);
  4. Уставный капитал АО – по существу это исходная оценка стоимости только что образовавшегося бизнеса (ст.34 Закона об АО);
  5. Продажа бизнеса целиком или частично;
  6. Дарение, наследование, раздел;
  7. Несостоятельность (банкротство). Как показывает зарубежный опыт, иногда при банкротстве возможен «обмен требований кредиторов на акции». В этом случае также необходима оценка;
  8. Инвестиции и заёмные ресурсы. Рассчитывать на получение инвестиций и заёмных средств в большей мере могут те предприятия, предполагаемое изменение стоимости которых свидетельствует об устойчивости перспектив его развития;
  9. Первоначальное публичное размещение акций (IPO). IPO предполагает обязательную оценку стоимости бизнеса.

Почему оценка бизнеса - дорогостоящая процедура?

В процессе оценки стоимости бизнеса рассчитывается стоимость всех активов предприятия: недвижимого имущества, машин и оборудования, складских запасов, финансовых вложений, нематериальных активов. Кроме того, отдельно оцениваются эффективность работы компании, ее прошлые, настоящие и будущие доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке. На основании такого комплексного анализа проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами и дается реальная оценка бизнеса как имущественного комплекса, способного приносить прибыль.

Почти всегда оценка бизнеса влечёт за собой дополнительные денежные расходы оценщика. Дефицит рабочей информации и данных вызывает необходимость обращения в различные инстанции, как то: отдел статистики, аналитические организации, сторонние независимые эксперты, аудиторские компании и брокерские организации и пр.Кроме того, часто на предприятии складывается ситуация когда основные фонды (например, движимое имущество) сильно изношены и учёт бухгалтерский не соответствует фактическому наличию того или иного объекта. В таких случаях оценщику приходится самостоятельно проводить полную инвентаризацию имущества, а это значительные временные и денежные затраты.

Оценка бизнеса предполагает работу сразу нескольких специалистов. Баланс и корректировка статей баланса: бухгалтер, оценщик; финансовый анализ: экономист, финансист; работа с документами: юрист; прогнозирование и анализ рынка: маркетолог, аналитик, статистик и т.д.

В общем случае оценка того или иного бизнеса – процедура сугубо индивидуальная. Слишком много факторов, влияющих на трудоёмкость оценочных работ. Это и форма собственности юридического лица, и направление его деятельности, количество портфелей, наличие и масштабы основных средств и нематериальных активов у предприятия и др. Таким образом, стоимость работ также рассчитывается на основе исходных данных об оцениваемом предприятии и может составлять 20-25 тысяч, за небольшой торговый павильон, до 400-500 тысяч и выше, за крупное открытое акционерное общество, акции которого регулярно котируются на биржах.

Процесс оценки бизнеса

В процессе оценки стоимости бизнеса можно выделить три основных этапа:

  1. Подготовительный этап
  2. Оценочный этап
  3. Заключительный этап

Подготовительный этап

  • Выбор стандарта стоимости и методов оценки;
  • Подготовка информации для проведения оценки;
  • Оценка финансового положения компании;
  • Оценка рисков компании;

Оценочный этап

  • Проводится выполнение необходимых расчетных процедур, предусмотренных избранными методами оценки бизнеса;

Заключительный этап

  • Корректировка стоимости;
  • Составление отчета об оценке бизнеса;

Содержание отчёта об оценке

В большинстве случаев отчет об оценке содержит следующие разделы:

  1. Введение. (Общая информация)
  2. Макроэкономическая информация.
  3. Отраслевая информация.
  4. Описание компании.
  5. Описание источников информации.
  6. Анализ финансово-экономического положения компании.
  7. Подходы к оценке и заключение.
  8. Используемая литература и источники информации.